"Тано" (Х$) -- 5-й день пятого месяца по лунному календарю, когда крестьяне отвлекаются от работ и устраивают общее празднество. "Тано" -- большой летний корейский шаманский праздник, отмечаемый раз в году на 5 день 5 месяца по лунному календарю. Он имеет также древнее название "сезон знойного полдня", а по сезонному сельскохозяйственному календарю, который и сейчас широко используется "Xю -- середина лета". Он приходится на 21-22 июня по григорианскому календарю (в день летнего противостояния), в 2002 г. он пришелся на 15 июня. Справедливости ради надо отметить, что он не является в Корее праздничным выходным днем, и поэтому его популярность падает и несравнима с "сольлар" и "чхусок".
"Тано" является отголоском шаманизма, распространенного в древности, да и сейчас в отдаленных районах Кореи шаманизм имеет место и силу. В этот день, также как и на празднике "хансик", важное место занимает обряд поминовения усопших родителей и предков, как и на остальные праздники - "сольлар", "хансик", "чхусок".
Если посмотреть внимательно, то мы с вами можем заметить, что все эти праздники проводятся в определенный период года: "сольлар" -- зимой (проводы ушедшего года и встреча Нового года), "хансик" - весной (начало весенних работ и поминовение родителей, предков), "чхусок" -- осенью (сбор урожая), а "тано" -- летом (завершение весенних работ на полях и подготовка к летним работам). В каждом из этих праздников день начинается с поминовения родителей, предков и затем переходят к веселью.
Смысл праздника "тано" состоял в том, что крестьяне к этому времени заканчивали свои посевные работы, были видны всходы риса, других сельскохозяйственных культур. Они собирались вместе, отдыхая от весенних работ, плясали, пели и соревновались. Готовили на лоне природы свои любимые блюда и угощали ими своих друзей, соседей. И начинали готовиться к летним работам, ведь впереди ждал важный этап, тщательный уход за всходами риса и уборка осенью урожая. В основном "тано" празднуется как "сольлар". Согласно древним летописям XVI в., люди в этот день откладывали все дела, устраивали пиры и гуляния как на Новый год, ходили в гости друг к другу. Дети с утра вставали пораньше, чтобы отдать поклоны родителям, затем бежали отдать поклоны к тетям, дядям и в ответ получали подарки, сладости или деньги. Шаманы устраивали шумные пляски в масках, выгоняя злых духов из деревни и приглашая добрых, прося последних подарить осенью богатый урожай. Их численность достигала сотен человек. Гуляния могли быть очень масштабными. Танцы и пляски могли длиться несколько дней, при этом сопровождались заклинаниями и молитвами. Одним из таких обрядов является Пельсингут, обряд поклонения духу горы, совершаемый в Канныне (ныне широко известном месте Кореи), провинции Канвондо, в праздник "тано". И сегодня там проводятся большие шаманские праздники. Наиболее важным моментом в этот праздник было то, что к этому времени завершались все важные весенние полевые работы. Мужчины соревновались в борьбе "сирым", победитель получал в качестве приза быка. Девушки и женщины соревновались на качелях. Победительница получала золотое кольцо или посуду. В далеком прошлом в этот день принято было дарить другу друг веера.
Насколько я помню, корейцы, переселенные в Среднюю Азию с Дальнего Востока, этот день начинали с посещения кладбища, чтобы отдать дань почтения умершим родителям, мужу, жене, детям. Мой отец -- Ли Николай, говорил мне, что в этот день выражают почтение духам умерших родителей и угощают их обедом, и что "хансик" -- завтрак, "тано" -- обед и "чхусок" -- ужин. Время и здесь внесло свои коррективы в празднование этого праздника от старинного исполнения, оставив нам лишь дух праздника.
Порядок проведения поминальных церемоний описан в разделе описания "сольналь". Хотелось бы еще раз отметить, что в разных семьях, местах, регионах празднование "Тано" может отличаться друг от друга, единственное, что их объединяет - это стремление соблюдать обычаи, которые позволяют осознать свое место в этом огромном многонациональном мире. И последнее, повторимся, если родители живы, не ждите "особого дня", чтобы в этот день оказать им почтение и уважение "хёдо", ибо, когда вы захотите это сделать, то может оказаться, что уже некому....