Яны, как и многие другие корейские фамилии, имеют на сегодняшний день две ветви с различными иероглифическими начертаниями. Согласно легендам, фамилия Ян, произошла от одного из трех духов (в образе людей) - Самылла (в дальнейшем С), основавших государство Тхамна (на о. Чеджудо). Согласно записи мифа в "Истории Коре("Коре са", кн. 57), во времена Изначального великого хаоса, когда на земле еще не было людей, из го­ры Халласан на о. Чеджудо вышли три духа в облике людей (по другой версии, сюда спустился божественный животворящий эфир, и три небожителя перероди­лись в людей). Будто бы и доныне на северном склоне горы сохранилась пещера Самсонхёль, в сосновой роще за восточными воротами г. Чеджу, откуда вышли С. Их звали Янылла, Коылла и Пуылла. Они занимались охотой, одевались в шкуры зверей и питались мясом. Однажды к берегу Восточного (Японского) моря при­било деревянный ящик, запечатанный темно-лиловой мастикой. Внутри его на­ходился каменный сундук. Появившийся неведомо откуда небесный посланец открыл сундук, и в нем оказались три девушки в синих платьях, жеребята, телята и зерна пяти злаков. Девушки были японскими принцессами и прибыли в Тхам­на, чтобы вступить в брак с тремя духами. С. взяли их в жены и выбрали себе место для жилья там, где опустились пущенные каждым из С. стрелы. Они уста­новили три столицы и стали заниматься земледелием и скотоводством. С. счита­ются предками трех самых распространенных на острове фамильных родов Ян, Ко и Пу. В мифе о С. видны элементы охотничьей и позднеземледельческой куль­туры. Имеется и шаманская версия мифа [12, стр 455].   

Местами происхождения фамилии Ян первой ветви считаются 4 уезда "Чхонъчжу", "Чжунъхва", "Анак" и "Намвон". Имя единого основателя рода этой ветви неизвестно. Согласно книге "ґЭ"(8Т", основателем рода "Чхонъчжу" считается Ки, прибывший из Китая в Корё (период правления короля Чхунъсона). Братья Сачжун, Саон и Саги успешно сдали экзамены кваго и были известны, как литераторы. Среди них выделялся Саон, как писатель, а его сын Саги был известен как поэт и тем, что знал точную дату своей смерти и умер в тот день, как и предсказал. Основателем рода "Чжунъхва" считается шестой сын ПхоОднако, сторона "Чжунъхва" отрицает эту версию происхождения. Согласно их книге "T"(8Т", описывающий род "Чжунъхва", основатель рода Пхо получил имя Танагун на 23 год правления короля КочжонаКи является пра-пра-правнуком Тонму (ы4)В свою очередь, Тонму -- старший сын Танагуна. В любом случае, происхождение основателя рода у Янов этой ветви сложно и противоречиво и уходит в глубь веков. Известны имена маршала Чжи -- в период правления короля Тхэчжо, полководцев Кю и его сына Тэчуна -- в период правления короля ХёнчжонаПэкчжи, потомок Танагуна в 5 поколении, жил в конце существования Корё в Пхеньяне, а его потомки обосновались в ПхеньнамеТоннок, потомок Пэкчжи в 7 поколении, прославился как ученый во времена правления королей Сончжо и Инчжо. Известны имена Чжондиля и Ыйдика, которые во время Имджинской войны возглавляли Армию справедливости и отличились при защите Пхеньяна. Из рода "Намвон" также вышло много знаменитых людей в период правлени королей Чжунчжона и Мёнчжона (.. Известны имена Конмаля, известного приверженца буддизма, и Кончжуна (У), работавшего королевским посланником. Хын -- сын КончжунаСахён -- сын ХынаСидин и Сиу -- сыновья Сахёна образовали четыре ветви. Все они сдали экзамены кваго и прославили свою фамилию. В эпоху Чосон Яны дали 27 человек, сдавших экзамены кваго. В 1985 году, было 19 387 семей, в которых проживало 81 267 человек, а фамилия заняла 55 место из 274.   

Среди вторых Янов местами происхождения фамилии считаются уезды "Чжечжу", "Намвон", "Чхунъчжу", "Янъчжу", "Имчхон", "Начжу" и др. Считается, что в основном роды вышли из "Чжечжу". Различаются ветви коренных Янов и прибывших из Китая. Численность рода "Намвон" вместе с прибывшими Янами составляют свыше 70% всех Янов. Согласно древней легенде, род Янов этой ветви считается одним из основателей древнего государства Тхамна, наряду с Когаями и Пу. Известно, что когда король Ян Тхан вошел в состав государства Силла, король Муёл дал ему высокий пост и подарил новую фамилию, согласно традиции того времени. За большие заслуги в деле объединения Силлы Янам вернули прежнюю фамилию и подарили пон "Намвон". Потомки этих Янов образовали позже две ответвления: "Пёнъбуконъпха" и "Ёнъсонъконпха". Численность рода "Пёнъбуконъпха" составляет примерно 80% всех Янов этой ветви. Известно имя талантливого ученого Ян Сончжи, который выступал за сохранение и укрепление монархии. Кроме того, история сохранила имя Ёгона, талантливого поэта и художника, жившего в конце существования Корё и начале образования государства Чосон. Из рода "Намвон" известно имя Сонди, работавшего во времена короля Сечжона королевским академиком. От его потомков вышло много знаменитых людей, а 66 человек из этого рода сдали экзамены кваго. В 1985 году было 81 124 семей, в которых проживало 343 985 человек, а фамилия занимала 25 место из 274.