В этом разделе...    

-- Когда и почему нельзя справлять юбилей.  

-- Празднование юбилея "кохи".  

-- Завершение юбилея "кохи".  

-- Ответы на интересующие вопросы.    

"Кохи" -- 70 летний юбилей проводится обычно менее пышно и торжественно, чем 60-летний юбилей ("хвангаб"). "Кохи" переводится как "древнийредкий". Корейцы выделили эту дату, потому что раньше немногие из них доживали до этого возраста. Он проводится обычно в кругу близких родных. В этот день готовят изысканные национальные блюда. Все желают юбиляру долгих лет жизни и здоровья. Внуки и правнуки готовят песни, танцы. Основные церемонии проведения 70-летия такие же, как при праздновании 60-летнего юбилея.  

У корейцев принято, что только дети имеют право справить юбилей. Они могут быть приемными, если своих детей нет, см. также раздел 7.18. "Забытые обычаи и обряды". Если детей нет, то юбилей не справляется! Получается, вроде, как бы не заслужили. Поэтому корейцы России и стран СНГ, соблюдающие традиции, обычаи предков, обязательно в этом случае брали сына на воспитание. По корейским обычаям траурные и поминальные обряды может выполнять сын. Нет, конечно, вы можете отметить 70-летие, но без традиционных поклонов. Сегодня 80, 90, 100, 110 и 120 считаются юбилеями. И их справляют также пышно, как "хвангаб".  

Если вы считаете, что это не так, то доживите до этих лет! Если человек прожил столько лет, он уже заслуживает всяческого уважения и восхищения. Или вы не согласны с этим?!    

Когда и почему нельзя справлять юбилей?    

По старинным корейским обычаям есть условие, при котором нельзя справлять юбилей в 70 лет. Какое это условие? Вот оно: если вы не справили "хвангаб", то вы не можете справить юбилей "кохи". Честно говоря, я не знаю, откуда такое ограничение. Но этому есть логическое объяснение: если человек не женат, то считается ребенком; если нет сына, то не будет совершен траурный обряд, ну и, наверное, если не отметил 60-летие, то не может отметить 70-летие. Мой знакомый, профессор из Сеула Ким Сыну, как-то сказал мне, что сегодня некоторые люди в Корее уже не отмечают 60-летие. При достижении такого возраста они отправляются путешествовать по миру, если позволяют средства. Мы видим, как на наших с вами глазах меняются традиции.  

Вы можете отпраздновать 70-летие, но вам никто не отдаст традиционных для юбилея поклонов. Так же как юбилей "хвангаб", юбилей "кохи" обязаны справить их дети, т.е. все расходы и хлопоты по празднованию юбилея несут они. Это долг детей, невыполнение которого ложится позором на них. Поэтому корейцы делают всё, чтобы выполнить свой долг перед родителями. Пусть скромно, но дети обязаны справить юбилей родителям. Если же что-то мешает проведению юбилея "кохи", то просто отмечают 70-летие без юбилейных церемоний, как обычную круглую дату. Бывали случаи, когда дети, справив юбилей родителей, потом несколько лет расплачивались с долгами.  

Как же все-таки прожить такую долгую жизнь? Один из рецептов долголетия дает нам жительница Узбекистана Ким Татьяна, 107-летняя кореянка из колхоза "Йик-Ота" (бывший "Ленинский путь"), Ташкентской области. Я привожу краткое описание биографии со слов ее сына Цой Григория, потому что она заслужила, чтобы о ней узнал мир.  

"106 лет!!! Наверное, маленькая девочка Ким Таня из рода "@t -- Кимхэ" (ее корейское имя не сохранилось), родившаяся 17 февраля 1895 года (по лунному календарю) в селе Зареченское, Посьетского района Приморского края Дальнего Востока и не подозревала, что проживет 106 лет. Она пережила падение царской России, депортацию 1937 года, Великую отечественную войну (1941-1945), распад СССР в 1991 году, перестройку Горбачева и оказалась в независимой республике Узбекистан.  

В возрасте 20 лет ее выдали замуж за Цой Василия из рода "Кенчжу", который умер в 1932 году. Она вырастила 6 детей: 5 сыновей и дочь. В 1916 году родила первого сына Иннокентия, в 1918 году родился второй сын Григорий (с кем она сейчас живет), сын Павел, дочь Елизавета, сыновья Марк и Алексей. У нее более 25 внуков, 10 правнуков.   

В 1928 году работала в ТОС (товарищеское объединение села). Трудное было время, голодное. Вместе с сельчанами она выращивала бобы и сдавала их в район, который находился за 25 км от села. С утра грузила мешки с бобами и везла их на воловьих упряжках в район. На это уходил, иногда, весь световой день. Часто, если не было грузчиков, ей приходилось самой грузить и выгружать 50 килограммовые мешки с бобами. Но она никогда не жаловалась на трудности. После смерти мужа Василия стало еще тяжелее, тем более, что последний сын Алексей родился уже после смерти мужа. Она так и не вышла повторно замуж. Чтобы спасти детей от голода работала день и ночь. Ловила по вечерам змей, копала картошку в огородах односельчан после уборки урожая.   

В 1937 году после депортации в Узбекистан работала на рисовых полях колхоза им. Рахматова, Средне-чирчикского района, Ташкентской области и выросла до бригадира рисоводческой бригады. Сейчас она живет со вторым сыном Григорием (84 года), который ухаживает за ней вместе с дочерью Ириной, живущей рядом.   

О судьбе ее сына Григория надо остановиться подробнее. В возрасте 7 лет его отдали в дом его старшего дяди для того, чтобы он стал их сыном, т.к. у него не было своих сыновей. У корейцев есть поверье, согласно которому, если взять на воспитание сына брата, то жена родит мальчика. Ну, а если не родит, то приемный мальчик останется его сыном. К тому же по традиции принято, что на старости лет надо жить с сыном.

Через два года, действительно, жена дяди родила сына, и он вернул Григория обратно в прежнюю семью.   

За эти два года пребывания в семье дяди Григорий изучил более 1000 иероглифов. Учитель китайского языка был строг: за плохую учебу нещадно бил его розгами. Сегодня Цой Григорий Васильевич является одним их немногих, кто пишет траурные надписи ("мёнчжон") на китайском языке.   

Со слов сына Григория, помимо трудолюбия она была очень умерена в еде, спокойно относилась ко всему происходящему, никогда ни с кем не ссорилась и ни о ком никогда не говорила плохо. Вот он - один из рецептов долголетия! Она считала, что жизнь сама все расставит по местам.   

Чтобы прожить не менее 100 лет, не обязательно жить на Кавказе, дышать горным воздухом и пить родниковую воду. К сожалению, в марте 2002 года, она скончалась. Прожив 107 лет!!!     Всю жизнь Ким Татьяна трудилась, не покладая рук. Работая за палочки-трудодни, она в свое время не позаботилась о пенсии, не до этого было. Моя покойная бабушка Сон Сян Гым говорила про таких людей: "Они подметают веником огород". Такие люди как Ким Татьяна -- гордость нашего народа. И мне хотелось сказать читателю, прежде чем идти к диетологу и прочим другим "знатокам", предлагающих разные уникальные и чудодейственные "рецепты" долголетия, прочитайте еще раз биографию этой удивительной женщины. Не знаю, какие мысли возникли у Вас при чтении этой биографии; у меня после встречи с этой женщиной взгляды на жизнь и отношение к людям изменились.     

Празднование юбилея "кохи"    

Празднование юбилея "кохи" ничем не отличается от юбилея "хвангаб", см. разделе 7.10. "Хвангаб -- 60-летие со дня рождения". Справляется менее пышно, чем 60-летие. Сейчас, когда многие корейцы доживают до 80 и более лет, 60-летие уже не представляется такой большой датой, хотя, отдавая дань традиции, оно по-прежнему широко отмечается. Корейцы же СНГ в настоящее время, не достигнув 60-летия, стали широко отмечать 50-летие. Может быть, одной из причин этого является то, что многие из них не доживают до юбилея.    

Завершение юбилея "кохи"    

В конце юбилея дети юбиляра должны позаботиться о том, чтобы послать гостинцы всем родственникам, у которых дома остались родители и не смогли приехать. Это старинный корейский обычай. Для этого необходимо заранее составить список семей, кому надо отправить угощенье со стола юбиляра.  

По старинному преданию считается, что дети, съевшие угощенья со стола юбиляра, проживут не меньше этого возраста. Впрочем, рецепт долголетия, описанный выше, показывает нам, что необходимо делать, чтобы прожить долгую жизнь: не завидовать никому, не обижаться ни на кого, честно трудиться. Если бы все было так просто, не так ли?  

"Если нет детей -- так будут,

а уйдут в вечность родители -- больше их

не увидишь"