До середины 19 века Корея была бедной и закрытой страной, и попытка выехать за ее пределы каралась очень строго. Однако уже к началу и, особенно, к середине ХХ века ситуация изменилась. Японская оккупация, кризис, а затем и гражданская война вынудили людей искать лучшие условия для жизни. Чаще всего корейцы отправлялись в соседние Китай, Японию и Россию, а с 60-х годов к перечню этих стран прибавились и США.

 

Политика по отношению к эмигрантам

О том, как проходит выезд из Северной Кореи, говорят много. Чаще всего таких переселенцев называют беженцами, и это название полностью оправдано. Покинуть страну можно лишь ненадолго, по специальному разрешению, которое дает право работать заграницей. При этом у человека должны быть деньги, связи, семья и безупречная репутация. Те, кто бежит из страны нелегально, рискуют своей свободой и благополучием близких, а в наиболее трагических случаях — жизнью.

В Южной Корее ситуация противоположная. Насильно из страны, конечно, никого не гонят, но негативного отношения к эмигрантам нет. Власти перенаселенной республики придерживаются позиции, по которой все, кто хочет «отсеяться», должен это сделать и освободить место. Нет поощрения для тех, кто решил вернуться из зарубежья обратно в страну: им не предоставляют льгот или жилища, в стране приходится обживаться заново.

Исключение в этом плане составляет Северная Корея. Беженцам помогают адаптироваться в обществе, предоставляют квартиру, долгое время выплачивают приличное пособие. Такой подход властей связан с политикой объединения, которой официально придерживаются власти по обе стороны границы. Размер государственной помощи время от времени увеличивают, однако на деле политика Сеула не так гостеприимна, как кажется.

Выходцы из КНДР не представляют ценности как специалисты или работники, но при этом претендуют на деньги из казны. Поэтому даже среди южнокорейского населения отношение к ним негативное.

 

Диаспора в Китае

Массовое переселение корейцев в соседнюю страну началось около 150 лет назад. В основном эмигрантами были жители северной части Кореи, которые заселяли тогда еще не слишком обжитые земли Манчжурии. Большая часть переселившихся корейцев на родине бедствовала, а в Китае они смогли получить хорошие земельные наделы и небольшую помощь от государства. Селились перебежчики небольшими группами и жили (и во многом до сих пор живут) по сельскому типу.

У такого образа жизни есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, такое компактное расселение позволило корейцам сохранить язык и культуру, а также сформировать официальную территориальную автономию — Яньбяньский округ, в котором проживает около двух с половиной миллионов корейцев. При этом они являются полноправными гражданами КНР. Отрицательная сторона такой скученной диаспоры — низкий уровень ассимиляции. Корейские общины живут изолированно, нередко плохо говорят по-китайски, поэтому остальным населением страны воспринимаются как люди, более низкие по статусу.

Тем не менее, в Янбяньском округе есть университет (самый крупный за пределами Кореи), газеты, автономное телевидение. Да и в целом уровень жизни за последние двадцать лет сильно вырос. Часть корейцев перебралась обратно на территорию полуострова в основном, на юг), но их место заняли выходцы из КНДР. По закону находиться в Китае им нельзя, но правительство нередко смотрит на ситуацию сквозь пальцы.

Из Китая в Южную Корею приезжают нелегальные трудовые мигранты из числа этнических корейцев. Периодически пограничники находят и арестовывают организаторов таких путешествий, но корейские предприниматели все равно часто бывают заинтересованы в их услугах. Также между китайскими корейцами и корейцами из РК налажена «торговля невестами». Эмигрировавшие кореянки выходят замуж за тех, кто в развитой Южной Корее не может подобрать пару — инвалиды, люди с низким достатком, бывшие заключенные. Как можно догадаться, нередко такие браки складываются очень несчастливо.

 

Корейцы в Соединенных Штатах

После окончания Корейской войны (1953 год) Южная Корея оказалась в плачевном состоянии — большая часть предприятий находилась на Севере, а Юг был аграрным и мало развитым. Поэтому до 80-х годов экономическая обстановка в РК была намного хуже, чем в КНДР. Это заставляло людей искать другие способы наладить жизнь — в том числе, через эмиграцию. При этом главным направлением стали Соединенные Штаты, новый союзник и спонсор Южной Кореи.

До середины 60-х годов в Америке действовал откровенно расистский закон, который немыслимо усложнял жизнь всем неевропейским эмигрантам. Попали под его действие и корейцы: они были вынуждены селиться не на континентальной части страны, а на Гавайях, где в это время развивалось производство тростникового сахара. Однако с отменой закона ситуация изменилась, и в США сформировалась полноценная южнокорейская диаспора.

Главное ее отличие от тех сообществ, которые есть в Китае, России и Японии — первые корейцы, перебравшиеся в страну, все еще живы. Второе поколение — это молодежь и взрослые, третье — дети.

Такая ситуация позволила эмигрантам сохранить тесную связь с Южной Кореей, возвращаться туда по желанию и даже жить «на два дома». При этом, в отличие от переселенцев в другие страны, американские корейцы зачастую добиваются большего успеха и живут на одном экономическом уровне с другими американцами — получают полноценное высшее образование, становятся бизнесменами и никак не ограничиваются в правах.

Отрицательной стороной этого стал очень высокий уровень ассимиляции. В отличие от китайских корейцев, жители Америки слились с местным населением, завели интернациональные семьи и во многом (если не во всем) переняли американскую культуру, которая кардинально отличается от исконной корейской. При этом современные американские корейцы, родившиеся и выросшие в США, часто даже не знают корейского языка — за ненадобностью.

 

Японские корейцы

История диаспоры на соседних островах носит, пожалуй, наиболее драматический характер. Это объясняется историческими событиями и политикой, которую проводит японское правительство в отношении корейцев. Значительная часть корейцев попала на острова во время японской оккупации полуострова: тогда коренное население вывозилось на работы насильно и не всегда могло вернуться домой. Однако такая принудительная эмиграция затронула лишь около 15 % приезжих. Большая часть поехала в Японию добровольно, надеясь улучшить материальное положение.

В Японии проживает около 700 тысяч корейцев. Эта цифра может показаться небольшой (население страны — 126 миллионов человек), однако при абсолютной моноэтничности японцев корейцы стали самым многочисленным нацменьшинством.

При этом не существует ни одной страны, где они подвергались бы большей дискриминации на всех уровнях. С 80-х годов позиция правительства по отношению к диаспоре смягчается, и теперь этнические корейцы могут получать высшее образование или престижную работу. Однако на деле добиться успеха потомкам даже третьего или четвертого поколения в стране намного сложнее, чем исконным японцам. Сказывается это и на отношениях в обществе: смешанные браки все еще заключаются редко, и в семье оба супруга чаще всего — этнические корейцы.

Из-за притеснений многие корейцы Японии рассматривали возможность возвращения на историческую родину. Однако им пришлось столкнуться с проблемой: сторону какой Кореи принять? Пропаганда КНДР работала успешно, поэтому почти 75 % японских корейцев были уверены, что Север превосходит Юг по всем параметрам, и перебирались туда, даже если предки были выходцами из Южной Кореи. Ошибку осознавали поздно, и вернуться обратно из КНДР было невозможно.

Тех же, кто решал вернуться на Юг, ожидало негативное отношение общества: людей, семья которых столько лет прожила во вражеском государстве, считали предателями.

Однако несмотря на притеснения, в Японии поколения молодых японцев все больше ассимилируются. Немалую роль в этом играет и внешняя политика: Япония, Южная Корея и США выступают в конфронтации к КНДР. Кроме того, молодежь понимает, что приверженность корейскому языку и культуре станет преградой на пути к профессиональному успеху и жизни в обществе, так что на них стараются не акцентировать внимание. Еще один фактор — глобализация, которая все же оказывает влияние на жизнь молодежи, даже невзирая на чрезвычайный консерватизм японской культуры.

 

Автор статьи: Анна Стадневская